Эта история началась давно, ещё до войны...
Когда-то одна смешливая и такая юная девчонка Люся с золотистыми кудрями и очаровательной улыбкой, окончив школу, выбрала себе серьезную и очень важную профессию - юрист. И даже поступила на юридический факультет. Учеба давалась ей легко, и, впереди ее ждала прекрасная карьера адвоката. Но в ее жизнь вмешалась судьба. Она влюбилась. Он был артист цирка, красивый, сильный и такой смелый. Эта любовь привела ее в цирк, который стал всей ее жизнью.
А потом была война. И Люся ушла на войну. И прошла ее. Война не убила ее, не обозлила, не уничтожила в ней ее жизнерадостность и огромную любовь к жизни, к людям и... к цирку. Цирк был для неё всем. Как и муж, она стала артисткой цирка, забросив навсегда юридическую профессию.
Взлетая под купол цирка, она ловила восхищенные взгляды зрителей и ее коллег-артистов. Особенное восхищение и любовь она ощущала от друга и партнера ее мужа Евгения Бородулина по акробатическому номеру, артиста цирка Кости Резникова. Это были настоящие чувства, которые не имели и не могли иметь никакого продолжения. Верность и настоящая мужская дружба. И любовь к женщине, которую он пронёс через всю свою жизнь.
А ещё Костя прекрасно рисовала, это была его вторая страсть после цирка. И всю свою любовь и нерастраченный чувства он вкладывал в свои картины.
Артисты цирка много гастролировали. Уезжая на гастроли, Константин брал с собой в дорогу кисти и краски. И рисовал. Рисовал на всем: на картоне от коробок, на обратной стороне реквизита, на старых афишах. Не всегда получалось натянуть холст на подрамник. А вот сюжеты были повсюду: старый парк, набережная, старая мечеть, домик в лесу, пальмы, смотрящие ввысь...
А что же Люся? Она выступала, пока однажды упав с высоты, получила серьезную травму ноги. Потом операции, больницы, восстановление. Но ходить свободно она уже не могла. И такой неожиданный выбор - ассистент дрессировщика тигров, а позже, уже после всех новых и старых травм - административная работа в управлении Союзгосцирка.
Людмила Евгеньевна Бородулина, настоящая артистка цирка, у которой любовь к цирку была в крови.
Я сижу у Людмилы Евгеньевны на маленькой кухоньке, смотрю в окно с красными в клетку занавесками. Из окна виднеется дерево. Ветки с зелёными листочками и весенними сережками стучат к нам в окно. Весна. 9 мая. Людмила Евгеньевна суетится на кухне, ставит мою сирень в хрустальную вазу. Я хочу ей помочь, но она, опираясь на
палочку, не даёт мне этой возможности. «Мариша, дай мне хоть немного за тобой поухаживать. Сейчас покажу тебе письмо от президента. Поздравил нас, ветеранов», - она улыбается своей очаровательной улыбкой.
А потом мы поднимаем стопочку «за победу» и пьём чай с тортом.
Такие посиделки были не часто, но они были. Сейчас, спустя много лет, я с большой нежностью и некой грустью вспоминаю Людмилу Евгеньевну, ее маленькую квартирку на улице Мечникова, как она проворно перемещалась по ней с палочкой, но никогда не жаловалась на свои болячки. У нас с ней были другие разговоры, девчачьи: про молодость, про кавалеров, про гастроли, про наряды. Однажды она мне вытащила откуда-то из комода яркий розовый шарф из нежного шифона. «Это тебе», - и с улыбкой продолжила, - я привезла его с гастролей». То ли из Сингапура, то ли из Индии.
Я долго его хранила. Помню, что этот шарфик стал «ярким номером» в танце на выступление моей дочери Даши, когда она представляла свой дипломный танец в училище культуры.
Я познакомилась с Людмилой Евгеньевной в начале 90-х годов. Эта история очень интересна и заслуживает отдельного внимания. Те времена были очень трудными для всех, для всей страны: в магазинах «шаром покати», товары по талонам, закрывались предприятия, людей увольняли с работы, приходилось перебиваться случайными заработками. И вот однажды Людмила Евгеньевна пригласила перетянуть диван моего брата Юру. Но денег у неё не оказалось, и она предложила ему расплатиться картинами, этакий бартер. Тогда бартер был очень популярен: зарплату рабочим выдавали продукцией, меняли товар на товар. Юра ничего не понимал в картинах и пригласил нашу маму помочь оценить эту сделку. Моя мама, Валерия Владимировна, была женщиной с прекрасным художественным вкусом, интересовалась живописью, дружила с творческими людьми. Так моя семья познакомилась с артисткой цирка Людмилой Евгеньевной и ее картинами. Ведь все картины Константин Резников передал именно ей, женщине, которую он любил всю жизнь.
В память о своих родителях Валерии Владимировне и Борисе Сергеевиче Гречановых, после смерти папы в декабре прошлого 2020 года, мне захотелось передать коллекцию картин художника Константина Резникова Ростовскому цирку. Приятно, что к моему желанию руководство Ростовского цирка в лице Директора Игоря Байтингера и главного администратор Дмитрия Артемьева отнеслось с уважением и признательностью. Надеюсь , что история картин станет частью истории Ростовского цирка , одного из самых красивых в России.
... Я иду по пустым коридорам цирка с Димой Артемьевым, администратором цирка и продолжателем династии цирковых артистов Артемьевых. За кулисами репетируют артисты. Занавес в зал приоткрыт, из бутафорского ящика выглядывают два белых забавных пуделя. Ждут свистка своего хозяина, знаменитого клоуна Мая, Народного
артиста России Евгения Майхровского. Он в гриме и костюме, но ещё без шляпы и парика. Его выдают глаза, которые весело искрятся, несмотря на возраст. Скоро представление, а пока идёт репетиция. Я здороваюсь с Маем и принимаю его веселый взгляд и улыбку. Мы проходим с Димой в директорскую ложу, где нас встречает директор Игорь Байтингер. Загорается свет и я сразу узнаю их, уже таких родных, в золоченых рамках, что были сделаны к персональной выставке Константина Резникова в 1983 году. Они вернулись в свой дом-цирк, туда, откуда началась эта удивительная и навсегда сохранившаяся в моем сердце история. История любви, которую я так и назову «Принцесса цирка».
/Марина Елькина. Принцесса цирка. Апрель 2021 г./
в нашем цирке
каникулыСледите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...